«Защита прав и достоинств маленького ребенка»
Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье и будущее целиком зависит от родителей, от действий двух взрослых людей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и очень надеется на их защиту.
К счастью человечество не осталось равнодушным к проблемам детей, и в 1989 году Генеральной Асамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка. Вместе с тем, проводимые в 90-е годы реформы российского общества оказали на емью неоднозначное воздействие и привели к глубоким изменениям ее жизнедеятельности. Многие семьи, лишившись прежней государственной поддержки, не сумели адаптироваться к новым условиям жизни. Если раньше система общественного воспитания во многом снимала ответственность семьи за воспитание детей - родители целиком полагались на детский сад, а затем школу, то сейчас каждый выплывает как может и руководствуется воспоминаниями о собственном детстве и пользуется стихийными источниками информации - советами друзей, соседей, других родителей, поэтому они не все в состоянии справиться со многими трудностями, связанными с поведение ребенка. Родители не зная как вести себя в трудных ситуациях, используют телесные наказания, угрожают детям, запугивают и применяют чрезмерную строгость. К сожалению, многие родители не понимают, что дети постоянно нуждаются в защите и любви с их стороны, что уверенность в себе и своих возможностях, ценностные ориентиры и мировоззрение у детей прежде всего формируется в семье. Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребенка, так и для развития его личности. Установлено, что у всех подростков, больных неврастенией, основной причиной развития заболеваний явились нарушения внутрисемейных отношений в период дошкольного детства. Недаром врачи -психиатры считают, что чаще всего их пациентами становятся люди, пережившие в детстве хронический недостаток любви.
Семейный кодекс РФ предусматривает, что родители не вправе причинять вред физическому, психическому здоровью детей, их
нравственному развитию. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение с детьми, их оскорбление или эксплуатацию. Чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от различных негативных последствий. Родители составляют первую общественную среду ребенка. По мере взросления ребенка родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания безопасности внутреннего, психологического мира человека. Поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях, у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви.Некоторые родители считают, что нельзя показывать детям свою любовь к ним, что это ведет к избалованности, эгоизму и прочее. Но это не так. Любовь, которая реализуется не через многочисленные материальные блага и затраты, а через повседневное поддержание и сохранение эмоционального контакта с ребенком, есть то универсальное требование к воспитанию, которое применимо ко всем родителям детей любого возраста. Основой для сохранения этого контакта служит искренняя заинтересованность взрослого в том, что происходит в жизни ребенка, желание понимать и слушать маленького человека.
Как реализовать любовные, уважительные и доверительные отношения с ребенком?
Родительские установки:
Именно эти пять принципов отношения к ребенку определяют воспитательный климат семьи и задают весь строй личности ребенка.
А сейчас несколько слов о наказаниях.
Для правильного воспитания полезно знать какие формы наказаний существуют:
Наверное, невозможно представить процесс воспитания вообще без наказаний. Но следует помнить слова знаменитого
Януша Корчака:
«Чем больше у ребенка свободы, тем меньше необходимость в наказаниях.
Чем больше поощрений, тем меньше наказаний».
Владимир Леви.
Наказывая, подумай: Зачем?
Правила для всех:
1. Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому. Более того, по идее, наказание должно быть полезным, не так
ли? Никто не спорит. Однако, наказывающий забывает подумать...
2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, НЕ наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки, доверчивы и
нерешительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай»!
3. За один раз - одно. Даже если поступков совершенно сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не поодиночке - за каждый. Салат из наказаний - блюдо не для детской души. Наказание - не за счет любви, чтобы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды.
4. Срок давности. Лучше не заказывать, чем наказывать запоздало. Иные чересчур последовательные воспитатели ругают и наказывают детей за
проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, стащил, напакостил), забывая, что даже в суровых взрослых законах принимаются во внимание срок давности правонарушения. Риск внушить ребенку мысль возможной безнаказанности не так страшен, как риск задержки душевного развития.
Воспитатель, Киселева Ангелина Игоревна
Детский сад "Матрёшка" г. Пошехонье Ярославской области
© ООО«Компания». 2014 г.
Все права защищены.